Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад №14 «Весёлые звоночки»

Адрес: 140563 Россия Московская область город Озёры,

микрорайон имени маршала Катукова дом 20

Телефоны: 8(496)7044829, 8(496)7044139

Адрес электронной почты: Оlga-7528@yandex.ru

 

 

 

                                      Проект по здоровьесбережению

                                         на 2010 – 2011 учебный год

 

 

«Здоровый педагог –
здоровый родитель –
здоровый ребенок."

 

 

                       

 

                                                               г. Озеры

Московская область

                                                                   2010г

                   Актулальность темы.

 

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Уже на протяжении нескольких лет педагогов нашего детского сада поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. К этому выводу мы пришли, проанализировав заболеваемость и посещаемость детей за последние 3 года. Хотя справедливости ради надо отметить, что  заболеваемость детей в дошкольных учреждениях  района выше, чем заболеваемость детей в нашем детском саду. А посещаемость в нашем детском саду выше, чем посещаемость в детских садах района.

 

Заболеваемость детей за три года.

 

Среднее количество дней болезни на одного ребенка в МДОУ ЦРР – детском саду № 14 «Веселые звоночки»

Среднее количество дней болезни на одного ребенка в дошкольных учреждениях по Озерскому району

Возраст детей

2007г

2008г.

2009г.

2007г.

2008г.

2009г.

Ранний возраст

14,7

13,4

17,2

21,2

22,2

21,9

Дошкольный возраст

8,5

8,5

10,7

10,9

12,1

13,1

Всего

10,7

9,8

12,5

13,2

14,2

14,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Посещаемость детей за три года.

 

 

Посещаемость детей в МДОУ ЦРР – д/c № 14 «Веселые звоночки»

Посещаемость детей

по Озерскому району

 

2007г

2008г

2009г

2007г.

2008г.

2009г.

Ранний возраст

68,7%

69,5%

67,1%

67,7%

69,9%

65,6%

Дошкольный возраст

72,2%

72,6%

70,5%

70,3%

71,7%

68%

Средняя посещаемость

71,8%

71,8%

69,2%

71,3%

71,2%

67,6%

 

 

 

 

 

 

 

 

Проследим изменения в соотношении групп здоровья детей

(данные на конец  календарного года).

 

 

2007

2008

2009

1 группа здоровья

228 детей

185 детей

167 детей

2 группа здоровья

15 детей

53 ребенка

81 ребенок

3 группа здоровья

 

3 ребенка

4 ребенка

 

Конечно, причин тому множество:  и экологических ( в свете последних событий об этом даже страшно задумываться) и социальных, и генетических и  медицинских. Одна из них  - как не прискорбно об этом говорить – это невнимание взрослых к здоровью детей. По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50 – 55%  зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности, на 10 – 15%  - от уровня развития здравоохранения в стране. К сожалению нельзя улучшить свою наследственность, лично повлиять на уровень здравоохранения в стране в целом, нельзя значительно изменить  экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

 

 

Роль педагога в ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье дошкольника и воспитывающего ценностного отношения к здоровью.

 В ходе совместной деятельности с детьми, педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение ребенка к культуре здоровья.

Роль родителей в сбережении здоровья ребенка, при поддержке ДОУ, состоит в конструировании природо -  и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в создании культурных традиций детского сада (совместные спортивные праздники, развлечения, конкурсы, соревнования и т.д.)

 

 

 

 

Противоречия:

 

1.     Нет достаточно разработанной системы взаимодействия педагогов, родителей в сохранении здоровья ребенка.

 

2.     Несоответствие принципам Здорового Образа Жизни  отношением педагогов и родителей к собственному здоровью.

 

Проблема:

В разработке модели здоровьесбережения на основе формирования здорового образа жизни педагогов и родителей, детей.

 

Сроки проекта:

 

*    Подготовительный этап:  август  - сентябрь;

*    Основной этап: октябрь – апрель;

*    Заключительный этап:  май – июнь.

 

Практическая значимость    проекта заключается в создании единого здоровье сберегающего воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и разработке «Паспорта здоровья воспитанника».

 

Факторы, определяющие результативность работы:

 - создание здоровьясберегающего пространства (физкультурный зал, плавательный и плескательный бассейны, спортивные уголки в группах, спортивная площадка, тропа здоровья);

 - взаимодействие всех участников здоровьесберегающего педагогического процесса;

 - формирование валеологической культуры дошкольника, педагогов, родителей;

 - ведение более качественного мониторинга здоровья воспитанников, овладение методикой работы с «паспортом здоровья».

 

Предполагаемый общий результат:

 

1.     Изменения отношений педагога к своему здоровью.

2.     Изменения позиции родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.

3.     Разработка и корректировка паспорта «Растишка»

4.     Снижение детской и взрослой заболеваемости.

 

Методические разработки.

1.     Макет паспорта здоровья на каждого ребенка.

2.     Паспорт здоровья и физического развития детей по группам.

3.     Перспективные планы по ЗОЖ.

4.     Сценарии оздоровительных мероприятий.

5.     Конспекты занятий по физкультуре.

6.     Методические рекомендации по оздоровлению детей для родителей.

7.     Анкеты, тесты.

8.     Подборка различных видов комплексов гимнастик, физкультминуток, подвижных игр для детей с использованием спортивного инвентаря для детей дошкольного возраста: 

9.     Модель «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ»

 

 

 

 

 

Этапы проекта и прогнозируемые результаты.

 

 1 этап.

 Подготовительный (август – сентябрь)

 

Содержание деятельности

Ожидаемый результат.

Ответственный

Сроки

1.

Изучение медико – педагогической литературы по вопросам здоровья детей.

Получение подробной информации о данной проблеме. Анализ условий по физкультурно – оздоровительному направлению в ДОУ. Анализ заболеваемости детей за 3 года.

Колесникова О.В.  – зам. зав. по ВМР, медицинская сестра

Август 2010

2.

Анкетирование родителей и педагогов по данной проблеме.

(прил.1)

Определение уровня отношения родителей к данному вопросу; уровня знаний педагогами различных методик, приемов и технологий по здоровьесбережению.

Колесникова О.В.

Сентябрь 2010

3

Проведение педагогической диагностики.

(прил.2)

Определение уровня здоровья и физического развития дошкольников во всех возрастных группах.

 

Инструктор по физкультуре Костюшина Е.Ю., медицинская сестра, педагог – психолог Казина С.И.

Сентябрь 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап.

Основной. (октябрь – апрель)

 

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Ответственный

Сроки

1.

Систематизация  принципов  работы по формированию здоровьесберегающего пространства в ДОУ. (прил. 3)

Работа над организацией здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Колесникова О.В., медицинская сестра, воспитатели

Октябрь 2010 – апрель2011

2.

Разработка плана совместной работы администрации,

воспитателей, узких специалистов, медицинской сестры, (прил. 4)

Взаимодействие участников здоровье – сберегающего воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Решение проблем, возникающих в ходе работы, обмен мнениями.

Творческая  группа.

Октябрь 2010

3.

Разработка физкультурно – оздоровительных мероприятий для детей. (прил.  5)

Применение различных технологий в образовательный процесс (пятиминутки вхождения в день, проведение физкультминуток, пальчиковой гимнастики,  закаливающих процедур после дневного сна, подвижные игры с использованием спортивного инвентаря, проведение физкультурных досугов, спортивных праздников  с участием родителей)

Творческая группа, воспитатели

Октябрь 2010. Применение в течение всего учебного года

4.

Разработка модели «Укрепление здоровья сотрудников ДОУ на рабочем месте»

(прил. 6)

Создание методических рекомендаций для педагогов по проблеме сохранения здоровья и оздоровления.

Творческая группа

Октябрь 2010

5.

Создание паспорта здоровья «Растишка»

(прил. 7)

Отработка алгоритма работы с паспортом.

 

Творческая группа, воспитатели

Октябрь – ноябрь 2010г

6.

Создание единой модели работы с родителями в системе здоровьесбережения ДОУ. (прил.7)

 

Пропаганда ЗОЖ, цикл бесед, консультаций,

 

проведение родительского собрания  по данной теме,

создание уголка «Айболит рекомендует»

Колесникова О.В., воспитатели

В течение всего учебного года;

Ноябрь 2010г

 

 

Октябрь 2010г

7.

Семинар по здоровьесбережению «Здоровый родитель – здоровый педагог – здоровый ребенок»

Отражение работы в данном направлении

Колесникова О.В.

Ноябрь 2010г

8.

Координация деятельности всех специалистов.

Решение проблем оздоровления в ходе деятельности (индивидуально  - дифференцированный подход к детям по показаниям общего здоровья)

Творческая группа

В течение всей работы над проектом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап.

Заключительный (апрель – май)

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Ответственный

Сроки

2.

Диагностирование уровня физического развития и здоровья воспитанников Анкетирование и тестирование всех специалистов ДОУ по проблеме.

Выявление динамики физического развития и здоровья воспитанников, педагогов и путей коррекции

Творческая группа, воспитатели

Май  2010г

3.

Анализ заболеваемости детей и сотрудников за год

Выявление общего состояния здоровья детей и сотрудников, профилактической работы, физкультурно – оздоровительной работы.

Творческая группа

Май 2010г

4.

Подведение итогов проекта.

Обобщение опыта. Составление методических рекомендаций, оформление фотовыставки, представление нескольких модификаций  «Паспорта Здоровья воспитанников ДОУ

Творческая группа, воспитатели

Май  2010г

 

 

 

Перспектива

 

1.     Работа с паспортом здоровья «Растишка» во всех возрастных группах.

2.     Разработка и апробация программы дополнительного образования «Здоровый малыш».

3.     Внедрение в образовательный процесс новых методик и технологий по здоровьесбережению.

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

В своей работе мы использовали идеи следующих программ и технологий:

1.     Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа  в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». – Волгоград: Учитель, 2006.

2.     Борисова Е.И. Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус , 2007.

3.     Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: Педагогическое общество России, 2009.

4.     Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

5.     Князева О.Л. Я – Ты – Мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников.  – М.: Мозаика  - Синтез, 2005.

6.     Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников.  – М.: ВАКО, 2008.

7.     Кочеткова Н. П. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста. М.: Просвещение, 2005.

8.     Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ. – В.: Учитель, 2007.

9.     Моргунова О.Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

10.           Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика  - Синтез, 2009.

11.           Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.

12.            Подольская Е.И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5 – 7 лет. – В.: Учитель, 2010.

13.            Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста.  -  М.6 Прсвещение, 1983.

14.            Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.: Просвещение, 1986.

15.           Чирикова С.В. Родительские собрания. – М.: ВАКО, 2008.

 

 

Hosted by uCoz